Роспись храма Архангела Михаила

Немного слов о человеке,
который расписывает стены нашего храма.

Он — и художник, и иконописец, и реставратор, и резчик по дереву, и стихотворец, у которого жизненное и творческое Кредо — дарить людям талант, которым наградил его Господь: показывать красоту родной природы, величие наших храмов.

 Калейдоскоп событий в мире
Вращает времени рука,
И большинство людей в забвение
Уносит памяти река.
В короткой памяти людской
Лишь остаются единицы:
Цари — избранники судьбы,
Событий громких очевидцы,
Ученые, художники, врачи,
Актеры, гении, поэты
И чьи-то музы и вожди,
Живут и ныне на портретах.
А есть еще одна закладка
От Бога в памяти людской:
Святые лики в наших храмах
С их неземною чистотой.
Так не похожи на портреты,
Они заказаны Творцом,
Дающим счастье простым смертным
Писать Божественным перстом.
В них только дух, не видно тела.
Портрет магической души
Любовью к людям беспредельной

Сияет в храмовой тиши.

 Александр Иванович Евсеев, родился 6 декабря 1955 г. в Уйском районе Челябинской области. Окончив сельскую школу, Александр поступил в Челябинское училище, где получил профессию слесаря-авторемонтника. Именно в училище он получил свой первый художественный опыт, приняв участие в студенческом конкурсе плакатов, получив второе место. Но тогда ещё он не думал, что будет художником, хотя с детства Александр рисовал и вырезал из дерева игрушки.
Далее предстояла служба в армии, которая как считает сам Александр, наставила его на путь живописца.
Командование воинской части в Германии, узнав, что он хорошо рисует, определило его художником в Дом офицеров. А после окончания срочной службы Александру предложили остаться еще на два года и поработать художником в воинской части в местечке Крампниц под Потсдамом. Здесь создавался музей Боевой славы одной из советских частей и Александр принял в этой работе непосредственное участие: в центре постамента, на котором был представлен весь боевой путь воинской части, Александр создал скульптурно-барельефное изображение Воина освободителя.
За эту работу Союз свободной немецкой молодежи наградил молодого художника грамотой и медалью активиста. Оценив талант художника — самоучки, советское командование предложило Александру продолжить работу художником в группе Советских войск в Германии. Но Александр решил вернуться на Урал, чтобы получить серьезное художественное образование.
После армейской службы Александр приехал к сестре в Миасс и был настолько поражен живописной красотой здешних мест, что решил остаться в этом городе. Устроился работать художником в доме культуры «Прометей», затем на Златоустовском машиностроительном заводе. Работал преподавателем в художественном училище. Преподавал шесть специальных дисциплин: рисунок, живопись, световедение, материаловедение и др. Занимался много оформительской работой: оформление музеев, ДК, санаториев. Так родились музей трудовой славы на курорте Янгантау, панно «Легенда озера Тургояк» для дома отдыха, скульптурная композиция «Медведь и сова» для Тургоякского лесничества. Много резал – некоторые из деревянных резных панно до сих пор украшают интерьеры предприятий и организаций города Миасса.
Параллельно с этим Александр воплотил мечту: поступил в Магнитогорский государственный педагогический институт на отделение художественной графики. С первого курса, во время сессий, он пропадал в мастерских своих преподавателей, профессора Юрия Найды и Леонида Поскребышева, смотрел, как работают именитые уральские мастера.
За более чем 40 летнюю творческую жизнь Александр Иванович Евсеев создал несколько тысяч живописных работ. Среди, которых пейзажи: «Мятежная стихия», «В горах», «Восход солнца», «Река Миасс», «Водопадик», «В волнах», панно «Легенда озера Тургояк» историческая картина «Пугачев на озере Инышко», много заказов на портреты выдающихся личностей — Петра I, Николая II, Александра Суворова, Петра Столыпина. Ему заказывают мирские портреты, росписи интерьеров, резьбу по дереву и лики святых, например, иконы для карталинской администрации, он реставрировал икону Божьей Матери «Владимирская» для одного из игроков Челябинского «Трактора», которая спасла их дом от пожара и многое- многое другое. Но увидеть все их в мастерской художника невозможно. Они разлетелись по всему свету. Картины и иконы Александра Евсеева есть в Америке и Германии, ими украшены стены храмов и квартир на Севере, Урале и в Москве.
Но, пожалуй, самая сокровенная тема в жизни и творчестве Александра Евсеева открылась в 1982 году, когда священник Свято-Троицкой церкви г. Миасс Николай Покровский пригласил его расписывать храм. Это была первая работа в храме.
«В те годы приходилось работать подпольно, тайком, по ночам — уезжал в храм на выходные, — рассказывает Александр Иванович — Сейчас не все мои работы сохранились, остались роспись над царскими вратами, «Рождество Христово», резьба иконостаса, «Крещение Руси».
«В ту пору я считал себя атеистом. Во время моей работы подходила ко мне одна бабушка-прихожанка, строго меня спрашивала: «Александр, а в Бога ты веруешь?» Я был в замешательстве: не объяснять же старушке, что в институте марксизм-ленинизм — научный атеизм изучал. Священник мне пальцем грозил — не сбивай, дескать, паству с пути истинного. А потом стали со мной случаи разные происходить. Однажды я остался в храме работать в ночь. Батюшка с матушкой приехали посмотреть, как у меня идут дела. Вдруг в алтаре начали громко стучать и хлопать двери, а я точно знал, что они закрыты на засов… Было очень жутко. Батюшка взял кадило, святую воду и пошел в алтарь. После его молитвы всё стихло. Тогда я понял, что существуют силы, которые нам не дано объяснить, которые нам не подвластные, но оказывающие значительное влияние на нашу жизнь». Так Александр пришел к вере в Бога. Вера в бога дает силы жить и творить. Поэтому в каждой картине, в каждой иконе художника — свое мировоззрение, своя божья искра.
Изучая духовную литературу, все больше укреплялся в вере. Любая работа в храме начинается с благословения священника и с молитвы, после окончания Причащаюсь. Читаю об истории храмов, которые расписываю. Конечно, помогают и те святые, которых пишешь, которые вокруг… Мне очень повезло, я работал во многих храмах Урала и Севера: Миасс и Тургояк, Чебаркуль и Нязепетровск, Сыростан и Каменск-Уральский, Кыштым и Карталы, Верхний Уфалей и Варшавка, Великопетрово и Великодуброво… С каждым связаны теплые воспоминания, у каждого — своя история.
Особенно запал в душу храм Георгия Победоносца за Первоуральском, в селе Слобода на реке Чусовой. За свою многовековую историю, ведущую отсчет с середины XVII века, храм ни разу не закрыли и не осквернили в годы смуты и гонений. Его приделы украшают иконы, написанные монахами Нового Афона, среди них — мироточащие «Скоропослушница» и крест. Мне довелось расписать там алтарь и арку».

«Сейчас я человек верующий. Знаю по своему опыту — жить нужно по Христовым заповедям. По вере тебе воздастся — это мое основное жизненное правило. И, знаете, реставрируя храмы, мы реставрируем свои души» — говорит Александр… и строки рождаются сами собой:

Приди к Нему с душою чистой
Себя очистив от грехов
И с верой в Бога смысл жизни
Освободишь ты от оков.
Познаешь радость в добром деле,
Исполнишь заповедь Христа
И Святый Дух, и Божья Милость

С тобою будут до конца.

 Когда в посёлке Сыростан тургоякский предприниматель Николай Самодумов задумал восстановить храм, то обратился к Александру с просьбой принять участие в выполнении художественных работ. Александр расписал купол и алтарь, где представлена центральная сцена из «Сотворения мира». В верхней центральной части композиции изображен Господь Бог Саваоф с треугольным нимбом над головой, от которого во все стороны расходятся лучи. Под ним в облаках парят шестикрылые Серафимы, озаренные идеей сотворения мира. Настенные росписи: Иоанна Предтечи Илия Пророк, князь Владимир, Роман-Сладкопевец, Николай Чудотворец, Тайная Вечеря, Воздвижение креста животворящего, Крещение Руси, роспись над царскими вратами и другие выполнены художником. Но не все работы, выполненные в этом храме, сохранились. Возрождению этого красивейшего храма Александр посветил свои поэтические строки:

 Вблизи Ильменских гор Урала
Лежит поселок Сыростан.
А в середине величаво
Стоит старинный божий храм.
Немало зла над ним творили
Вандалы с черною душой.
Но не смогли своим коварством
Стереть прекрасный лик святой.
Пришли на смену люди с верой
И с чистым помыслом в душе,
С надеждой на благое дело,
С молитвой в сердце. И уже
Стоят, сверкая позолотой,
В небесной выси купола.
И засияли нимбы в храме

Как символ веры и добра.

И покатилась слава о нашем художнике-иконописце по всему свету.
В 1984 году Александр Иванович был приглашен в Кыштымский храм для восстановления росписи потолка, где иконы и росписи были выполнены московской придворной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова в 1902 году. В этом же храме была выполнена роспись алтаря, настенное изображение Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Для этого же храма Александр изготовил 5 резных киотов.
Кисти мастера также принадлежат иконы, написанные для старинной деревянной церкви села Варшавка, расположенного недалеко от Кыштыма.
Александр Иванович также занимался росписью часовни базы отдыха «Утёс».
Его руке принадлежит роспись тургоякской часовни, освященной в честь святого благоверного адмирала Феодора Ушакова. Здесь на куполе охристо-золотистого цвета изображены четыре евангелиста, держащие в руках библии. Розовато — голубые облака, окружающие образы Архангелов, создают атмосферу легкости, воздушности, теплого света. Стены храма украшают иконы Пресвятой Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа в резных рамах, окрашенных акрилом под золото. На передней стене можно увидеть сюжет за основу, которого был взят рисунок из церковной книги. На фоне холодного, сурового, темного неба и моря изображена стоящая в полный рост у колонны на набережной фигура адмирала. Над головой сияет золотистый нимб. На темном морском кителе государственные награды. На заднем плане иконы вырисовывается флагманский корабль Ушакова. В Центре часовни на аналое расположена икона Феодора Ушакова, выполненная на холсте в резной раме золотистого цвета.
В деревянном храме Святых Царственных Страстотерпцев дома Романовых в поселке Тургояк мастером были написаны запрестольный Крест и запрестольная икона Казанской Божьей Матери, Иконы Воскресения Христова и Крещение Господне, плащаница Господа нашего Иисуса Христа, многие иконы были отреставрированы его руками. Также по заказу отца Виталия Жулина художник написал портрет митрополита Челябинского и Златоустовского Иова.

Храм Архангела Михаила Александр расписывает не один. Ему помогает его племянник Алексей Горшков, с которым Александр уже расписывал храмы в Кыштыме, Новогорном и т.д. Стены храма уже украшают лики святых, уже расписан свод и часть алтаря, а все великолепие росписи этого храма нам еще предстоит увидеть.

 И в поселении старинном
На освященном старом месте
Вознесся храм Архангела
В небесной синеве,
На радость прихожанам
Во благо на земле.
Трудами и молитвами
Под колокольный звон
С благословеньем Божиим
Людьми заложен он.
На Рождество Христово
Был славный крестный ход
И пеньем хора детского
Заполнен храма свод.
И славен труд строителей
И взнос благотворителей,
И праведное слово
До сердца к нам дойдет.
И с верой в Бога нашего
С молитвой в сердце искренне
Пусть каждый россиянин

Достойно путь пройдет.

Этого удивительного художника зовут расписывать храмы и на север, и на юг, иногда предлагают все бросить и переехать жить в очередное красивое место. Только Александр остается верен Уралу, Тургояку, считает это место серединой земли. «Здесь самый центр земли, самая красивая природа, самые родные жители. А я, выходит, житель срединных земель» — говорит художник.

 Мерцают свечи в храме Божьем
С иконы смотрит лик святой,
С молитвой к Богу обращаюсь
Чтоб обрести в душе покой.
И пусть струится свет небесный
Нам освещая в жизни путь,
Любовь и мир пусть будут вечны

Земное счастье и уют.

 Стихи Александра Ивановича Евсеева.