История Храма

Первый храм Архангела Михаила , что возвышался на природной скале в центре посёлка Тургояк, был возведен ещё в 1887 году в русско-византийском стиле (декоративное пятиглавие, многоярусная колокольня).

В 1881 году в Оренбургскую губернию Троицкого уезда из деревни Тургояк было отправлено прошение на строительство церкви от корпуса лесничих горнозаводских дач города Миасса Восточного района. В 1882 году была утверждена смета на строительство храма в деревне Тургояк.

Протоиерей Александр Иванович Малышев. 1890-е годы
Протоиерей Александр Иванович Малышев. 1890-е годы

В Тургоякском селении благочинным XXI округа священником отцом Александром Малышевым в сослужении со священниками Василием Максимовым и Николаем Сементовским совершено освящение места и заложен каменный храм во имя Святого Архистратига Михаила. Но ночью тургоякские жители Лузин и

священник Николая Петровича Сементовский
священник Николая Петровича Сементовский

Варганов совершили кражу денег, заложенных под камень. Пропили их в Питейном заведении на улице Забегаловка. За это непристойное дело местный волостной суд приговорил их к «высшей мере наказания, то есть к 25 ударам розгами».

 

Согласно плану, храм должен был быть однопрестольным, вместимостью — 300 человек и стоимостью (без иконостаса, утвари и колоколов) — 11000 рублей серебром.

поселок Тургояк и Михайло-Архангельская церковь в начале ХХ века. Фото А.Н. Сементовского
поселок Тургояк и Михайло-Архангельская церковь в начале ХХ века. Фото А.Н. Сементовского

Однопрестольная каменная церковь на 400 прихожан была построена на добровольные пожертвования прихожан, которые называли её ласково — «Белая Лебёдушка». 1 октября 1885 года в Тургоякской деревне на новостроящуюся церковь были водружены шесть золоченых крестов и четыре колокола.

Старожилы утверждают, что церковь была сложена из камня, глины и песка, с использованием раствора. Снаружи она была беленая. На окнах висели шторы, на стенах — иконы. Купол был расписан фресками.

12 июня 1887 года в деревню Тургояк к Михаило-Архангельской церкви был определен отдельный причт. Переведен по собственному желанию из села Суслова (Уфимская губерния) Константин Петрович Сементовский — первый священник Тургоякского прихода, включающего деревни Куштумгинскую, Новотагильскую и Новоандреевскую.

Братья Сементовские, 1890-е годы. Слева Константин Петрович, в центре Иван Петрович, справа Николай Петрович
Братья Братья Сементовские, 1890-е годы. Слева Константин Петрович, в центре Иван Петрович, справа Николай Петрович,

Константин Петрович Сементовский принадлежал к династии священников Сементовских, чья деятельность была связана с Миассом и Южным Уралом. Миасский приход, в состав которого некогда входило шесть или семь селений, теперь был сосредоточен в одном заводе — Миассе. 6 ноября 1888 года состоялось освящение храма.

Перед революцией в храме было два служителя. Первый был старым. Впоследствии его похоронили на кладбище за храмом, которое не сохранилось. Сейчас на этом месте построены дома и котельная. Второй был молодой. Его очень любили жители поселка. Летом дети приносили ему ягоды и грибы, а он занимался с ними, учил грамоте. У него было два дома (по нынешним улицам Елькина, 2 и Первомайской — сейчас магазин «Хозтовары»).

После революции проводилась политика гонения на религию. Решением Миасского районного исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов от 12 июля 1930 года были закрыты Сыростанская, Кундравинская, Филимоновская и Тургоякская церкви. Документ об этом подписан предрайисполкома Грузинцевым, секретарем Хлесткиным.

Собрания о закрытии церкви проводились по кварталам и селениям Тургоякского сельсовета. После чего вопрос был вынесен на общее собрание граждан. Проходило оно в торжественной обстановке, с духовым оркестром. Присутствовало 889 человек. За закрытие церкви проголосовало 767 человек, 102 — против и 20 воздержались.

В Тургояке тогда числилось 814 верующих, половина из них — старообрядцы. Храм обслуживался священником и дьяконом, которые в ноябре 1929 года от сана отреклись и дали подписки, которые были сданы в облисполком.

По постановлению облисполкома ходатайство граждан о закрытии церкви было удовлетворено. Церковное имущество, кроме крестов и колоколов, было изъято и помещено на склад при сельсовете. Один колокол из храма висел в пожарной части, потом его забрали в промартель «Ударник». В доме священника по улице Елькина поселился председатель сельсовета. Верующие обратились во ВЦИК с ходатайством о возвращении церкви, но оно осталось без ответа. Церковь до разрешения вопроса оставалась закрытой.

Была высказана идея использовать освободившееся помещение под клуб. До 1933 года храм служил продовольственным складом. Годом позже он был полностью разграблен и разрушен. Возглавлял разгром храма житель поселка Тургояк Лыкосов, который и снимал колокола. С одним из них он упал, немного проболел и умер. Жители поселка утверждали, что его наказал за свои поступки Господь Бог. В тридцатых годах прошлого столетия храм взорвали.

В 50-е годы на оставшемся от церкви фундаменте построили кинотеатр «Луч», ставший не просто местом просмотра фильмов, но и культурным центром посёлка. Здесь отмечали красные даты советского календаря, принимали в пионеры, проводили товарищеские суды, провожали призывников. В самом начале перестройки «Луч» закрыли из-за нерентабельности и отсутствия финансирования.

В 1997 году жители посёлка обратились к главе города с просьбой отдать это помещение церкви в безвозмездное пользование. Глава разрешил и подписал соответствующее постановление. Так в бывшем кинотеатре открылся храм Святого Архангела Михаила.

Первые богослужения проходили в фойе, сам кинозал использовался как мастерская. Несколько лет прослужило здание «Луча» верующим. Прихожане вместе со строителями пытались восстановить действующую церковь Архангела Михаила на месте кинотеатра, но сделать это было невозможно. Здание не подлежало реставрации. Поэтому было принято решение, снести здание кинотеатра и построить на его месте новую церковь…

О Храме Царственных Страстотерпцев

Но так как возможности прихода не позволяли возвести каменную церковь, то по благословению старца схиигумена Иеронима из Санаксарского монастыря, который в то время посетил наш храм, летом в 2002 году был заложен «временный» деревянный храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев дома Романовых.

Храм выполнен из дерева, который резными деревянными куполами и окнами, приветливым крылечком удивляет прохожих и манит к себе. Он кажется чудом – частичкой старой, доброй деревянной Руси и расположен в одном из самых живописных уголков нашего города недалеко от озера Тургояк.

Первая служба состоялась через год после начала строительства — 17 июля 2003 года, в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев.

Позднее на территории храма построили часовню и трапезную. В деревянной церкви в честь Царственных страстотерпцев хранятся частицы святых мощей преподобного Серафима Саровского, апостола Андрея Первозванного, Вифлеемских младенцев, преподобномученицы княгини Елизаветы и других святых. Особо почитаемая здесь икона Святых Царственных Страстотерпцев была освящена в монастыре Ганина яма, в храме Сергия Радонежского.

В воскресные и праздничные дни в храме на службу приходят по 250–300 человек. Уместить такое количество людей в маленьком храме почти невозможно, поэтому встал вопрос о строительстве большого каменного здания. Приход приобрел такой проект на 450 человек.

…В 2006 году кинотеатр советских времён снесли и на его месте заложили нынешний красавец – храм, однокупольной постройки в стиле домонгольского зодчества. 21 ноября церковь празднует день Михаила Архангела — престольный праздник этого храма.

Огромными стараниями прихожан, мастеровых и, в первую очередь, настоятеля храма Святых Царственных Страстотерпцев протоиерея Виталия Жулина храм вновь красуется над посёлком на том же историческом месте, на скале, в одном из самых живописных уголков нашего города недалеко от озера Тургояк.

Его стены уже отданы под роспись нашим замечательным художникам Александру Евсееву и его племяннику Алексею Горшкову.

В начале 2012 года, был одобрен проект колокольни Храма Архангела Михаила. Колокольня будет выполнена в виде отдельного сооружения в таком же стиле, как и сам храм.  Месторасположение колокольни определено за зданием храма. Под неё уже залит фундамент и в скором будущем будут возводить стены. Крест колокольни взметнётся выше креста, что венчает сейчас купол храма.

Православие объединяет нас, ибо когда мы молимся в храме единой молитвой, мы едины, и Господь с нами!

Перейти к верхней панели