Рукоположение

Таинство Священства (Рукоположения)

Священство есть Таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители.

Таинство Священства есть установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11 — 12).

Об избрании и рукоположении самими святыми апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний апостольских: их поставили пред апостолами, и сии (апостолы), помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 6).

Святые апостолы, ближайшие ученики Спасителя, избранные Им Самим, получили от Господа благодать совершать Таинства: крещения, исповеди, Евхаристии и другие. Апостолы по наставлению от Бога (ибо Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4, 11), через возложение рук (рукоположение) стали поставлять людей в священные степени: епископа, пресвитера (священника) и диакона.

О рукоположении пресвитеров говорится: рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

В посланиях к Тимофею и Титу, которых апостол Павел поставил епископами, говорится: Напоминаю тебе (епископу Тимофею) возгревать Дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2 Тим. 1,6). Для того я оставил тебя (епископа Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1, 5).

Обращаясь к Тимофею, апостол Павел говорит: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5, 22). Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (Тим. 5, 19).

О священнослужителях апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: Епископ должен быть непорочен… Диаконы также должны быть честны (1 Тим. 3, 2, 8).

Из этого следует, что епископы, как преемники апостолов, получили от них власть не только совершать Таинства, но и посвящать в священные степени. В Православной Церкви преемство епископских посвящений, рукоположений идет непрерывно от самих апостолов. Кроме того, епископы наделены властью совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.

 

Таинство священства дает благодать для совершения церковных Таинств, священнодействий и служб. Оно имеет и другое название — хиротония, что в переводе с греческого означает рукоположение. И во времена апостолов, и сейчас в священные степени посвящают при возложении рук епископа на ставленника и чтении над ним специальных молитв.

Священных степеней три: епископ, пресвитер, диакон. Епископ является старшим священнослужителем, имеет власть рукополагать священников и диаконов, а также совершать все другие Таинства. Пресвитер, священник может совершать все Таинства, кроме рукоположения. Диакон служит, помогает при всех Таинствах, священнодействиях и службах, но только вместе с епископом или священником.

Таинство рукоположения происходит на Божественной литургии, которая совершается епископским служением. Епископа, по апостольским правилам, рукополагают не менее двух других епископов. Обычно рукоположение в епископы совершается торжественно, целым собором епископата. В пресвитерскую и диаконскую степень посвящает один епископ. В диаконы рукополагают на литургии уже после освящения Святых Даров. Этим показывается, что диакон сам не имеет права совершать Таинства.

 

Священника рукополагают после великого входа на литургии, чтобы он мог потом участвовать в освящении Святых Даров. В епископы посвящают в начале литургии, после входа с Евангелием, и это показывает, что епископ сам может рукополагать в разные степени священства.

Священнослужители — не только совершители святых Таинств и церковных служб. Они — пастыри, наставники для народа Божиего, имеют благодать и власть учить и проповедовать слово Божие.

Перейти к верхней панели