«ХРАМ НА ИКОНЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ – ЭТО СИМВОЛ НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА»
Иконописец Владимир Ермилов
Величаем Тя,Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
На первых иконах, которые трансформировались в сложную композицию, был изображен Крест с предстоящими императором Константином и его матерью Еленой. В качестве примера можно привести фреску Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI в.).
С этих изображений начинается иконография праздника Воздвижение Креста Господня. Без такой ранней иконографии не было бы и более развернутой. Точнее сказать, если бы святые император Константин и его мать Елена не решили найти Крест и в итоге Елена не обрела бы его вместе с митрополитом Макарием на Голгофе, то и говорить об иконографии мы бы не смогли.
Рассмотрим более позднюю икону: действие разворачивается в храме, что указывает на совершающееся богослужение. На кафедре с двумя диаконами стоит епископ, держа над головой крест, украшенный цветами.
В этой иконе мы видим два креста. Один, на куполе храма, статичен и крепко установлен. Другой, над головой епископа, выносной, праздничный. И движения диаконов, которые поддерживают епископа под руки, дают движение кресту снизу-вверх и сверху-вниз по вертикали колонн. Таким образом епископ не просто держит крест – он благословляет этим крестом народ, как и происходит во время богослужения. Все это центрует композицию иконы.
В нижней части композиции иконы изображена большая группа людей. Левая группа изображает молящихся прихожан. Рядом с ними правее стоят святители. Затем в центре прихожан изображен хор с регентом в треугольных головных уборах, похожих на ноты. Таким образом весь присутствующий народ изображает тех людей, которые присутствуют на службе и в земной Церкви. Справа чуть выше выделяются фигуры святых равноапостольных Константина и Елены.
Действие разворачивается на фоне храма. Но что же это за храм? Существуют мнения, что это София Константинопольская, храм в Иерусалиме, или что это просто некий собирательный образ храма. Но на самом деле – это символ Небесного Иерусалима.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.