В гостях у Симеона Верхотурского. 12-14 сентября 2008 года.
Паломники
Поездка эта состоялась благодаря водителю нашей конторской газельки Петру Валентинычу.
— Давай съездим с твоими детишками в Верхотурье, ты только с начальством договорись.
С начальством я договорилась быстро. А вот сколько мы с Ксенией бумаг собрали, чтобы отпросить детей из трех гос. учреждений, лучше не вспоминать. И вот наконец-то завтра едем! Зашла к ребятам, узнать как настроение – оказалось, что кто-то прихворнул, а кто-то просто передумал ехать. Очень просился Мишка, но Ксения твердо сказала «НЕТ!!!» и привела серьезнейшие доводы.
Прикинув, что одно-два места у нас всяко освобождается, позвонили дяде Вове, он при храме работает, и его батюшка благословил ехать с нами, если места будут.
Вечером молились святому Симеону Верхотурскому: помоги нам собрать народ в поездку, столько готовились, а дети ехать расхотели.
Симеонушка постарался на славу: столь кислый вчера народец к двум часам был собран и полностью экипирован. Ко мне подлетел счастливый Мишка:
— А меня тетя Ксения берет! – надо сказать, что Мишке, как поросенку Фунтику, отказать в просьбах почти невозможно. Вот и тети Ксенина твердость растаяла, как весенний снежок.
— И куда мы тебя посадим? — изумилась я, думая, куда бы сначала посадить дядю Вову. — Места нет, ты не благословлялся, и документов на тебя нет!
— Ну пожаааалуста, — затянул Мишка.
— Нет, некуда!
— Да мы подвинемся, возьмите Мишу,- наперебой просили пацаны.
— Да возьми ты его, — тихонько сказала тетя Ксения.
— Это ж 500 километров! Каждый должен на своем месте сидеть. В следующий раз.
Мишаня заревел и вылез из газельки. Все кроме меня расселись по местам, мне места не было. А без дяди Вовы наше путешествие с десятком пацанов 10-11 лет теперь даже и не представлялось.
— Двигайтесь!
Задний ряд из четырех кресел свободно вместил пятую меня. Передний ряд состоял из трех кресел.
— Переднее сидение, двигайтесь! Где там Миша?
Счастливый Миша в две секунды оказался в машине, и мы тронулись. От Миасса до Верхотурья было 530 км и четыре города по дороге.
Первым проезжали Карабаш, зону экологического бедствия. Картина за окнами газельки была жутковатой: какое-то рыжее голое поле, дальше — черные высоченные отвалы.
Но над самым городом на высокой черной горе стоит большой белый поклонный крест, а ниже креста на склоне горы чем-то белым выложены огромные, видные из далека, слова «СПАСИ И СОХРАНИ».
Быстро миновали Кыштым и Касли, в Екатеринбурге же на целый час застряли в пробке. Читали житие святого праведного Симеона Верхотурского, как могли молились ему и Пресвятой Богородице.
…К Свято-Николаевскому мужскому монастырю города Верхотурья подъехали ближе к полуночи. Нас ждали: всех мальчишек во главе с дядей Вовой разместили в одной большой слегка задымленной, но зато тепло натопленной келье. Двух теть и отроковицу Анастасию отправили в соседнюю гораздо более прохладную келью, зато там было много свободных мест, и мы спали под тремя одеялами. Гостиничный брат сказал, что завтра с утра кто хочет, может спать и не ходить на утреню.
Однако утро все-таки началось по колоколу, так как сначала встал дядя Вова, потом он поднял всех мальчишек, а уж мы сами проснулись от шума, несшегося из коридора. Все отравились на службу в Преображенский храм.
Четырнадцатилетний Серега был не доволен столь ранним подъемом и бурчал под нос угрозы в адрес дяди Вовы. Остальные во все глаза разглядывали «место прибытия».
После службы и небольшого чая пошли на акафист, который пелся в Крестовоздвиженском соборе перед мощами праведного Симеона. Желающим раздали книжечки с акафистом, чтобы можно было подпевать. Некоторые ребята раньше читали с нами акафисты и примерно знали, что это такое, но никогда не пели их. А теперь мы стояли рядом с мощами и пели вместе со всеми пришедшими в храм. Мне казалось, что я на седьмом небе, так это все хорошо было и благостно.
После акафиста приложились к благоуханным мощам праведного Симеонушки и помазались масличком из неугасимой лампады над его мощами. Слава Богу, приложились все дети: и те кто пел-читал-стоял возле нас, и те кто возле храма резвился, и те кто успел в магазин сбегать (некоторые даже по два раза приложились – помазались).
Обед прошел шумно, что вызвало массу нареканий со стороны хозяйки трапезной – сестры Наталии.
После обеда по плану было осмотреть город, его храмы, а прежде всего – съездить в Октай к целебному источнику в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Народец со сменкой, с полотенцами уселся в газельку. Пересчитались – не хватало Сереги.
— А он не поедет, — крикнул кто-то из детей.
— Как это не поедет?!
Я пошла за Серегой. Он уже бывал в Верхотурье, и в Октай мы с ним ездили, обкатывались водой из святого источника. Его нынешнее мрачное настроение ничего доброго не сулило, он даже обедать не ходил. Ни мои уговоры, ни тети Ксенины, ни к чему хорошему не привели: Серега просто удрал за монастырскую ограду.
Я тогда останусь, — сказала я, глотая слезы, — а вы езжайте, куда сестра Наталья сказала.
Дядя Вова возразил:
— Тогда уж лучше я останусь! Только не представляю, что мне тут делать и где его искать. И тут вся газелька, умудренная детдомовской жизнью, дружно сказала:
— Есть захочет – придет!
На том и порешили. Дядя Вова сел в машину, прочли «Богородицу» и отправились в Октай. Пацаны интересовались:
— А где мы купаться будем?
— А вода там теплая?
— А Вы будете купаться?
— А чего там надо делать?
Тетя Ксеня терпеливо объясняла, что там есть специальная купальня, что вода холодная – кто боится, может не купаться, только умоется, что мы с тетей Надей будем купаться обязательно, что надо перекреститься, трижды погрузиться с головой в воду и сказать: во имя Отца! Аминь. Во имя Сына! Аминь. Во имя Святаго Духа! Аминь.
— Всего-то три раза? — презрительно сказал Димка, — да я пятнадцать раз окунусь!
Сколько раз Димка окунался, сказать не могу, но вышел он из купальни счастливый и с мокрой головой. Конечно, не все мальчишки пошли в купальню, да и не все купались из зашедших – некоторые только ноги помочили, но у всех выходивших глаза просто сияли, не смотря на синие губы и +6 в воздухе. Мальчишки во главе с дядей Вовой рванули к газельке греться, а женская часть нашей «экспедиции» в полном составе отправилась в купальню, где все благополучно несколько раз (от одного и больше) обкатились из ведра. Ощущение – сначала страашно, а потом — восторг!
Из Октая поехали в Свято-Троицкий собор, где нам разрешили забраться на высоченную колокольню, потом — в женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Там приложились к мощам святого юродивого Косьмы Верхотурского и двум удивительным Богородичным иконам – Умиления и Покрова.
Икона Покрова находилась на внешней стене храма, куда посетителям свободного доступа не было. По рассказам икону эту в советское время несколько раз пытались замазать, забелить, заштукатурить. Но каждый раз верхний слой «замазки» отлетал, снова и снова являя прекрасный Богородичный лик.
Нищие, стоявшие у ворот монастыря, сказали что можно попросить разрешение у сестер и пройти к этой чудесной иконе. Конечно же нам разрешили, и мы спели перед ней «Царице моя Преблагая…»
На вечерню отправились в Крестовоздвиженский собор. Заняли очередь на исповедь. Опять кто-то из детей стоял, кто-то писал грехи, а кто-то бегал то в храм, то из храма. Доложили, что пришел Серега. Ко мне подходить не стал, встал сзади поодаль.
Дети с дядей Вовой исповедались пораньше и пошли в трапезную. Нам с Ксенией пришлось задержаться, из-за чего получили строгий выговор от сестры Наталии: не смотрите за детьми!
После ужина дети пошли читать Последование ко Причастию с тетей Ксенией и дядей Вовой, а мне, как старшей, пришлось объясняться с благочинным по поводу оставленного Сереги и шумного поведения наших подопечных. Слава Богу, разговор закончился благословением посетить духовное училище для мальчиков на территории монастыря.
Каждую песню Последования читали по двое: один стихи, а другой припевы. Часть пацанов добросовестно слушала, другие занимались возней. К концу чтения и Серега подошел, и даже прочел пару строк.
Нас с Ксенией еще ждало послушание в братской трапезной. Добрая половина бойцов была готова нас сопровождать не только в соседний корпус, хоть на край света. Но сестра Наталья разрешила взять только одного. Попросился Серега, его и взяли. Анастасия зарыдала, сестра Наталья махнула рукой: берите двоих! Ксения резала овощи, а мы втроем мыли в трех водах посуду.
На утреннюю службу мальчишек поделили на четверки: каждому взрослому по четыре человека под опеку. Но четверками, они, конечно, не стояли, а все как обычно: кто-то стоял-молился, кто-то сидел, кто-то гулял. Слава Богу, не шумели. Андрюша спросил:
— А почему никто не играет, а в храме будто музыка звучит?
— Видишь, какой этот храм огромный? Братия поет, звук отражается от стен и возвращается к нам музыкой.
Младшие дружно выстроились к причастию, за ними причастились и мы, взрослые. Когда чашу с Дарами уже унесли, прибежали старшие Сергей и Стас. Оправдывались: не пили – не ели – не курили – исповедались, только во время службы в магазин сходили. Вот и остались без причастия, Симеонушка строгий. После службы все приложились к мощам, будто попрощались.
В трапезной на этот раз было слышно только, как ложки стучат. Нет, детки не изменились, просто дядя Вова на видное место повесил свой ремень. Украшением трапезы стал сладкий сахарный арбуз, который благословила нам в дорогу крестная Жени. Потрапезничав, собрали вещи, убрали постели и попросили прощения у сестры Наталии.
Нам оставалось еще посетить духовное училище, и можно было отправляться в обратную дорогу. Перед экскурсией наш экскурсовод Алексей (студент-второкурсник), глядя как мы, взрослые, стараемся настроить ребят на нужный лад, искренне посочувствовал:
— Как вы с ними справляетесь?!
От столь теплых слов захотелось разрыдаться у него на плече, но надо было держаться – впереди была дорога обратно.
Училище показалось маленьким и очень уютным. Алексей пригласил всех мальчишек, чтобы ехали учиться именно сюда. Потом он показал нам надвратный храм в честь Симеона – Богоприимца.
Накрапывал холодный осенний дождик, на каждого пацаненка было выделено по 20 рублей, дабы купить какую-нибудь памятную вещь. Но надо было торопиться в дорогу, и кто долго не мог себе ничего выбрать, остались ни с чем (трое). Наконец все собрались в газельке, прочли Богородицу и отправились в обратный путь.
На вопрос «Понравилось?» среди дружного «Да!» услышалось одинокое «Нет!», оставшегося без подарка.
— А что больше всего понравилось?
— Как купались!
— Мощи!
— Купание!
— Купание и причащение!
— По городу гулять, — гордо сказал Серега.
— Ничего! – буркнули обиженные Женька и Димка.
— Что Вы мне еще 16 рублей должны!
— А мне очень акафист понравился, — сказала я.
— Училище!
— А мне все понравилось, — сказали и дядя Вова, и Петр Валентиныч.
— А мне только один мальчик понравился, Коля. Остальные … …! – сказала тетя Ксения.
Включили музыку, диск духовных песен Светланы Копыловой, жевали яблоки, смотрели в окна. Лес стоял почти зеленый, прямая дорога упиралась в горизонт.
После небольшой остановки на сиденьях началась какая-то возня. Тогда дядя Вова достал ремень и повесил на видное место. По салону прошелестело «как вчера … как вчера». Тихонько спрашиваю соседа:
— А что вчера досталось кому-то?
— Ага!
— Кому?
— Вовке.
— И что, сильно?
— Да неее, по руке немного.
Пока газелька заправлялась, нам пришлось ждать на улице. Шел несильный, но холоднющий дождик. Забравшись снова в машину, почувствовали себя как дома: тепло, уютно и много еды. Зашел разговор о святых. Ребята стали просить:
— Расскажите про моего святого!
— И про моего!
— И про Вашу!
— И про тети Ксенину!
Рассказываем про всех, о ком знаем. Они ахают, слушая о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и Софии.
— А Вы так сможете?
— Не знаю…
— Да я бы их раскидал (палачей) и сам в окно выпрыгнул.
Восхищаются чудесами святой блаженной Ксении Петербургской. И просят рассказывать еще и еще. За разговором почти не заметили, как проехали Екатеринбург. Стало темнеть. Наши «диск-жокеи» Сергей и Стас, сидевшие рядом с водителем, поставили чудесный диск «Никогда не унывай». И мы стали дружно подпевать:
Никогда не унывай, никогда не унывай,
Что бы ни случилось,
Никогда не унывай, никогда не унывай,
Если трудно было,
Никогда не унывай, никогда не унывай,
Новый день настанет,
Никогда не унывай, никогда не унывай,
Солнце снова встанет!
А потом стали петь все, что могли вспомнить: «Катюшу», «Улыбку», «Голубой вагон»… Дядя Вова предложил:
— Раз сегодня Новолетие – Новый год, то есть (а дело было 14 сентября), давайте споем «В лесу родилась елочка».
С глубоким чувством спели и елочку, потом «Усталые игрушки», потом про батюшку Серафима, а потом эту же песню, но про батюшку Симеона:
…Батюшка Симеон,
помолись о детках!
Помоги перенести
Трудности и беды!..
А от Карабаша до Миасса пели молитвы.
Слава Богу, все вернулись живые-здоровые.
Спаси всех Господь за молитвенную и материальную поддержку, благодаря которой и состоялось сие путешествие.