Светлая ПАСХА
ПАСХА — главное событие года для православных Христиан и самый большой православный праздник. Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка (греч. пάσχα) и означает «прохождение мимо», «избавление». В этот день мы прославляем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Древние христиане великий праздник пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения, подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти.
Праздник Пасхи от самого своего начала есть светлое, всеобщее и продолжительное христианское торжество, которое длиться 40 дней.
В Пасхальную ночь Богослужение в храме Архангела Михаила возглавил настоятель храма протоиерей Виталий Жулин в сослужении иерея Святослава Воропаева. Праздничную службу в храме Великомученика и целителя Пантелеимона служил иерей Алексий Перегудов. В ходе службы были зачитаны Пасхальные послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Челябинского и Миасского Алексия. После праздничного богослужения, настоятель храма поздравил всех со Светлым Праздником Пасхи, поблагодарил за совместную молитву и труды, раздал каждому пасхальное яичко и пригласил всех к общей трапезе.
Праздничное богослужение начинается не сразу в полночь с субботы на воскресенье, а чуть раньше в 23.00.
В наполненном народом полутемном храме паникадила выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит гробницы, на которой лежит Плащаница — украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.
Тихо выходя из алтаря, священник в белом облачении начинает особое богослужение — полунощница. Её основная часть – это чтение канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа, в конце чтения которого вокруг Плащаницы кадят и на словах «востану бо и прославлюся» через открытые Царские врата священник заносит Плащаницу в алтарь.
Далее начинается крестный ход.
Символизируя переход от мрака язычества к свету христианства, живописно оттеняя свет Воскресения Христова, крестный ход начинается в темном храме, освещенном лишь горящими в руках людей свечами.
Священнослужители в белых одеждах, напоминают нам о том, что в древности прямо накануне Пасхи крестили всех, желающих стать христианами.
Поется стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Хору подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Душа звенит внутри в такт колоколам, уста поют святые и таинственные слова. Вот все подходят к входу в храм. Носящие святыни останавливаются около дверей. Трезвон прекращается. Настоятель храма совершает каждение и прославляет Святую Троицу. Он трижды поет главное песнопение праздника — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Ему вторит хор.
Затем поются особые стихи, называемые пасхальным началом:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
На каждый стих хор снова поет тропарь «Христос воскресе».
Настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». На что прихожане с особой радостью, громко отвечают: «Воистину воскресе!»
Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня.
Священнослужитель с крестом и кадилом обходит всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» Многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.
Священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выйдя с крестом на солею, с троекратным возглашением «Христос воскресе!» осеняет всех крестом на три стороны.
В словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность христианской веры.
После христосования читается особое «Огласительное слово» св. Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника:
«…все войдите в радость Господа своего! … богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздерживавшиеся и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто да не уйдет голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто да не плачет о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто да не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сойдя во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая это, Исаия восклицал: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв даже в гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, первый восстал из умерших, (показав и нам путь). Ему слава и Его могущество во веки веков! Аминь».
Еще несколько песнопений и начинается литургия, за которой можно услышать чтение Евангелия, далее последует причащение прихожан.
В конце службы освятят особый хлеб, напоминающий громадную просфору. Он называет Артос, что в переводе с древнегреческого и означает — Хлеб. Его разрежут и раздадут людям через неделю, в субботу, как большую святыню.
Вот и все три часа ночной службы, отданные в жертву Богу. Вот она, святая усталость и ощущение тайны и не зря прожитого времени.
Христос Воскресе!