29 июля — день памяти преподобномученика Ардалиона Пономарева

29 июля — день памяти преподобномученика Ардалиона Пономарева

29 июля – 85 лет со дня гибели уральского священнослужителя архимандрита Ардалиона (Александра Ипполитовича Пономарева; 1877-1938). Служил в храмах Екатеринбургского уезда с 1899 года. Принял монашество после смерти жены. В 1930-х служил в храмах Миасса и Каслей. Репрессирован. Умер в лагерном пункте Адак (Коми АССР). В 2008 году причислен к лику святых как преподобномученик.

Преподобномученик Ардалион (Пономарёв) – один из самых известных уральских святых XX века. Многие знают его благодаря сыну Григорию, который долгие годы служил священником в одном из сёл Курганской епархии и пользовался огромным уважением верующих. Ещё до революции священномученик Ардалион начал свой пастырский путь, а в страшные 30-е годы завершил жизненный подвиг мученической кончиной. Об этом – наш сегодняшний рассказ.

Александр Ипполитович Пономарев родился 22 июля 1877 года в селе Романово Верхотурского уезда. Отец его был священником. С детства мальчик отличался большими способностями к наукам, много читал. В июне 1899 года окончил Пермскую духовную семинарию и уже в сентябре был рукоположен в сан священника.

Отец Александр начал служить в Быньговском заводе, но вскоре его перевели в Пышму. Служение в храме он совмещал с преподаванием Закона Божия. С 1905 года священник служит в Екатеринбург, преподаёт в Екатеринбургском духовном училище. Когда в город приезжал праведный Иоанн Кронштадтский, отец Александр Пономарев был одним из тех, кому посчастливилось принимать всероссийского пастыря у себя дома. Отец Иоанн благословил всех членов семьи Пономарёвых, и об этом благословении они помнили всю жизнь.

В 1912 году отцу Александру предложили занять должность уездного миссионера в городе Шадринске. Следует отметить, что эту должность Синод ввёл только в 1911 году. Уездный миссионер должен был проповедовать Слово Божие не только неверующим, но и мусульманам, и старообрядцам, которые во множестве жили в Екатеринбургской епархии. Отец Александр стал проводить много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты. В 1915 году его назначили законоучителем Шадринской учительской семинарии. Директор отмечал, что священник умеет ёмко объяснить смысл того или иного евангельского отрывка, и находил, что отец Александр благотворно влияет на учащихся. Вскоре должность директора занял сам отец Александр.

Революция застала батюшку в Шадринске, но вскоре, в 1918 году, он переехал в Ревдинский завод. Здесь он стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви. Этот переезд, возможно, сохранил батюшке жизнь: гражданская война в Шадринском районе сопровождалась особыми зверствами по отношению к священнослужителям.

В 1920 году отца Александра перевели в Екатеринбург. Сначала он служил в Александро-Невской церкви, а в 1922 стал настоятелем Успенского храма при Верх-Исетском заводе. Одновременно он выполнял обязанности председателя экзаменационной комиссии для лиц, ищущих звания священника и диакона. Служение своё батюшка проходил с усердием. В 1923 году был возведён в сан протоиерея.

По стопам отца

Будучи воспитанником семинарии, отец Александр вступил в брак. Супругу его звали Надежда Леонидовна. В их дружной семье было четверо детей: Нина, Мария, Алексей и Григорий. После революции перед Пономарёвыми встала проблема обучения младших детей. Батюшка не хотел, чтобы они учились в советской школе, и составил для них программу домашнего обучения, куда входили общеобразовательные и вероучительные предметы. Только уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.

Удивительна судьба младшего сына Григория, родившегося в 1914 году. Уже в четыре года он охотно помогал отцу в церкви. И хотя юноша не окончил духовную семинарию, дома с отцом он освоил все богословские премудрости, хорошо изучил творения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Феофана Затворника. С 14 лет он уже служил псаломщиком, пел в хоре и, несмотря на репрессии против духовенства, мечтал стать священником или монахом.

Впоследствии Григорий женился и принял сан. Его супругой стала Нина Увицкая, которая также была дочерью священника. Отец Григорий прошёл лагерь и ссылку, а затем много лет служил в селе Усть-Миасском Курганской епархии. Со своей супругой батюшка прожил вместе 61 год и 2 дня. Умерли они в один день – 25 октября 1997 года.

Нина, Мария и Алексей также стали достойными людьми. Их дети, внуки преподобномученика, до сих пор живут на Урале.

Годы испытаний

В 20-е годы Церковь была раздираема расколами. Однако Успенский храм в Екатеринбурге, где служил отец Александр, остался верен канонической Церкви во главе с Патриархом Тихоном. В 1927 году раскольники-григорьевцы подали городским властям ходатайство о передаче им Успенского собора. Тогда им не удалось добиться своего. Но в 1932 году органы власти решили отнять Успенский собор у верующих и приспособить его для культмассовых мероприятий.

После закрытия храма отец Александр переехал с супругой и младшим сыном Григорием в Невьянск. Служил в единственной уцелевшей церкви, которая находилась на кладбище. Семья жила бедно. После затяжной болезни Надежда скончалась. Перед кончиной она исповедалась, причастилась, благословила младшего сына Григория и заочно всех старших детей, которые жили уже самостоятельно. После смерти жены протоиерей Александр Пономарев принял монашеский постриг с именем Ардалион. Ещё строже стала теперь его жизнь. Однако посвящать всё время молитве не удавалось: на отца Ардалиона возлагались всё более высокие и ответственные должности, которые требовали многих трудов, духовной рассудительности и – в те годы – необычайного мужества.

Некоторое время после пострига отец Ардалион служил благочинным Невьянского округа. Верующие очень уважали пастыря и глубоко доверяли. Отец Ардалион знал о существовании подпольной женской монашеской общины в селе Сербишино, духовно окормлял и поддерживал сестёр.

Неправедный суд

В конце 1934 года игумен Ардалион стал настоятелем Свято-Троицкой церкви в городе Миассе Челябинской епархии, однако вскоре храм закрыли. Отец Ардалион возвратился в Невьянск к сыну Григорию, который служил псаломщиком в местном храме.

Отдохнуть на покое пастырю не удалось. В феврале 1936 года по приглашению приходского совета отец Ардалион стал настоятелем Вознесенской церкви в Каслях. Община этого храма имела некоторый опыт сопротивления безбожному государству. Впрочем, по современным меркам действия прихожан были вполне безобидными. Так, в марте 1930 года они не дали закрыть храм, организовав в Каслях демонстрацию. С приездом отца Ардалиона религиозная жизнь оживилась. Один из священников Вознесенской церкви позднее на допросах рассказывал, что настоятель призывал всех быть активнее в проповеди Слова Божия, защищать православное вероучение. Отца Ардалиона даже рассматривали как возможного кандидата во епископы Челябинские.

Реакция государства не заставила себя ждать. В конце декабря 1936 года в Каслинском районе начались аресты духовенства. В церковной сторожке собрался совет из двадцати человек, чтобы обсудить ситуацию. Архидиакон Вениамин (Зыков) предложил отцу Ардалиону уехать из города. 22 декабря отец Ардалион уехал в Невьянск. Пастырь был готов к аресту и уничтожил, а частично спрятал документы, переписку и книги.

 

4 января 1937 года отца Ардалиона арестовали, а на следующий день доставили в Касли. Еще в декабре 1936 года Уфалейским районным отделом НКВД было заведено следственное дело о «контрреволюционной организации среди тихоновского духовенства и церковнослужителей». По делу было арестовано десять человек. 5 января 1937 года состоялся первый допрос. Отец Ардалион твёрдо заявил, что участником контрреволюционной организации не является и о существовании таковой не знает. Этого он продолжал держаться и на последующих допросах, отвергая все измышления карательных органов.

Вскоре арестованных перевели в Челябинскую тюрьму. Условия содержания были ужасающими, к заключённым применялись пытки. 22 марта 1937 года было составлено обвинительное заключение. К этому времени мифическая «контрреволюционная организация» уже «охватила» двадцать районов Челябинской области и многие районы других областей Урала, где якобы существовали филиалы этой организации. Число участников с десяти человек увеличилось до 124-х. Организация получила громкое название «ОЖБСБ» – «Организация жестокой борьбы с большевиками». Ее главой был объявлен владыка Антоний (Миловидов) – епископ Омский, управлявший и приходами Челябинской области.

Из 124 человек 98 были приговорены к расстрелу, а остальные – к лишению свободы на длительные сроки. Среди них был и отец Ардалион, которого приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Позднее следователи признавались, что сами придумали структуру организации, составили план восстания и захвата Челябинска, сочинили контрреволюционную листовку, которая вместе с шашкой и четырьмя револьверами была подброшена обвиняемым. Работники НКВД также признались, что вели следствие «извращенными методами». В 1959 году дело пересмотрели. Всех обвиняемых признали невиновными, приговор отменили.

Заключения отец Ардалион не пережил. Его дважды переводили из одного северного лагеря в другой. Наконец он оказался в Воркуте. Возраст и невыносимые условия сделали своё дело. 29 июля 1938 года архимандрит Ардалион умер от истощения в стационаре лагпункта Адак.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года архимандрит Ардалион был прославлен как священномученик.

Алексей ЕРМОЛЮК

Настоящий текст (с незначительными сокращениями) был впервые опубликован в газете «Челябинские епархиальные ведомости» (2014. №10. С. 16). Заголовок при публикации: «Святой из города Касли: О преподобном Ардалионе Пономареве».