20 июня — начало Петровского поста. 

20 июня — начало Петровского поста. 

Мы вступаем в Петровский пост, который продлится до 12 июля.

Его устав не такой строгий, как у Великого и Успенского, и каждый по силе может к нему приближаться в зависимости от состояния здоровья и всяких жизненных обстоятельств.

Один брат спросил старца: «В чем должна состоять жизнь христианина?»
Старец отвечал: «В том, чтобы иметь уста истинные, тело святое, сердце чистое, помысел, не блуждающий по предметам мира, псалмопение с сокрушением; в том, чтобы пребывать в молчании и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа».

Что такое «Уста истинные»?

Непременное условие христианской жизни – никогда не врать. Потому что отец лжи – дьявол, и, когда человек врет, он отказывается от своего божественного сыновства. Наш Бог «есть путь и истина и жизнь». Поэтому всякая ложь в наших устах – это препятствие в духовной жизни. Но некоторые скажут: иногда мы бываем вынуждены врать. На самом деле, если рассмотреть внимательно, видно, что человек врет, чтобы избавить себя от каких-то неприятностей, шероховатостей, как-то себя выгородить, – то есть опять же беспокоится о своем земном существовании. Бывают ситуации, когда неохота отвечать на то, о чем тебя спрашивают. В таком случае можно прямо ответить: не скажу. Лучше поступить так, чем врать, хотя это может вызвать у людей недоумение, потому что каждый по своему властолюбию претендует на то, чтобы ему отвечали немедленно.

«А Тело святое». Что это значит?

Когда умирают святые угодники Божии, часто оказывается, что их нетленные, полностью или частично, тела исцеляют людей, являются источником благодати. Святые отцы объясняют это так: если взять какое-то драгоценное благовонное вещество, налить его в сосуд и потом вылить, сосуд долго еще будет пахнуть. Даже если мы вымоем его с мылом, все равно благоухание останется. Вот так же и тело становится источником исцеления, потому что при жизни оно было сосудом Святого Духа. Как достигается тело святое? Страсти, которые исходят из нашего тела – блуд, чревоугодие и желание покоя, – постоянно лишают нас Царствия Небесного. Поэтому нужно обязательно укрощать свое тело – и этому как раз служит святой пост, воздержание во всем. Надо проводить целомудренную жизнь и в чувствах, и в помыслах и все время нудить себя на труд. Нужно, конечно, и поесть, нужно и отдохнуть, а иногда так устанешь, что и полежать можно, – но чтобы это не превращалось в похоти. Все время надо понуждать себя на труд, особенно телесный. Это очень способствует духовной жизни.

«Сердце чистое».

Достижение чистоты сердечной – самое главное, что требуется от христианина: очистить свое сердце от всяких страстей. Все злое происходит с нами потому, что зло рождается в нашем сердце. А рождается оно там потому, что мы люди грешные, мы изначала склонны к пороку, с самого рождения. Грудные младенцы уже имеют эту склонность, а в результате порочного воспитания и жизни в окружении порочных людей она возрастает. У младенца страсти в зачатке, как зеленые росточки, а когда он превращается в юношу, они все уже выросли в молодые, сильные деревья. И цель нашей жизни – сердце очищать. Только чистые сердцем могут узреть Бога. Поэтому сердце у нас должно быть прямое и чистое.

«Помысел, не блуждающий по предметам мира».

Это сказано о мечтаниях. У нас есть такое дьявольское, отвратительное свойство ума – мечтать. Человек сидит, или лежит, или идет и, как это часто называется в обиходе, думает. На самом деле он никакой проблемы не решает, а просто унесся умом: вот я поеду туда, я куплю то, я достигну того – строит планы, воздушные замки, рисует себе мнимое будущее. Почему старец предостерегает от этого? Потому что когда человек душой уносится в нереальный мир, в мир иллюзий, дьявол тут как тут и начинает через эти мечтания навязывать человеку свою волю, рисует ему именно тот путь, который скорее приведет к погибели. Поэтому мечтать категорически воспрещается, если мы хотим свое сердце и свою жизнь сохранить для Бога. От всякого мечтания нужно обязательно избавляться, это страшный порок. Ничего не мудровать, не придумывать, стараться жить просто и ясно. А всякие помыслы, представления, образы надо обязательно из головы изгонять. Чтобы избавиться от мечтаний, надо поменьше слушать чувственной музыки и лучше бы вообще не читать книг, которые рисуют иллюзорные вещи.

«Псалмопение с сокрушением».

Мы живем в конце христианской эпохи, и за всю историю Церкви скопилось очень много замечательных молитв, из которых составлен наш молитвослов. У древних же отцов – а эти слова сказаны в третьем веке, то есть тысячу семьсот лет тому назад, – не было молитвослова. Тогда у монахов была одна только книга – Псалтирь. Они молились, нараспев читая псалмы, и это называлось псалмопением. Почему псалмопение с сокрушением? Многие из нас, когда молятся, начинают мечтать, уноситься умом далеко, по разным стихиям мира, что-то о себе мнить. Этот образ молитвы неправильный. Молиться надо всегда с сокрушением, с покаянием, всегда осознавая, кто мы и кто Тот, Кому мы молимся. Молиться надо так, чтобы никогда собой не любоваться, не думать, как выглядишь со стороны, не радоваться, что много прочел. У молитвы должен быть единственный плод – сокрушение сердца.

«Пребывать в молчании».

Это для нас почти недостижимая вещь, потому что наш язык как овечий хвост и нам все время хочется поговорить. Обязательно поделиться, кому-то что-то сказать, остановить, научить, и мы всё лезем, когда нас не спрашивают. Это ужасно. Надо всегда помнить, что молчание есть благо. Только в молчании можно внимательно следить за своей душой, за помыслами, быть сосредоточенным, а слова рассеивают. Очень часто бывает, мы придем в гости или к нам придут верующие, хорошие люди, и мы с ними говорим о чем-то хорошем, даже о духовном. А потом расходимся – и чувствуем в душе пустоту. Почему так? Вроде говорили о добром и не осуждали никого, как это обычно бывает, и все равно в душе пустота: то духовное, что мы с таким трудом накапливаем, через наше пустословие уходит.

Будем восполнять свои немощи, приближаться к Царствию Небесному.
А Петровский пост нам будет в этом помогать!

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость!