19 января — СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

19 января — СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Во Иордане крещающуся Тебе Господи,
Тройческое явися поклонение:
Родителев бο глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленного Тя Сына именуя,
и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение:

явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Это один из двенадцати самых важных православных праздников.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не тот день, в который родился Спаситель нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который он крестился».

После того, как в Иордан погрузился Христос, а потом своей кровью на кресте искупил грехи человечества, именно омовение и погружение в воду стало символом принятия христианства. На Руси оно получило название «крещение» — в честь орудия страдания Господа. А пророк и Предтеча Господень Иоанн стал называться Крестителем.

Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды. Чин Великого освящения служится дважды: в крещенский сочельник и в сам день праздника. Первая традиция восходит к древней христианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. Вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя. Так и сейчас крестным ходом верующие направляются к ближайшему водоему, где заранее обустраивается прорубь.

И по традиции из храма Архангела Михаила в эту праздничную крещенскую ночь к озеру Тургояк направился крестный ход, который возглавил настоятель храма протоиерей Виталий Жулин. На озере был отслужен молебен и освещены его воды. Освящённая вода становится святыней или по-гречески, агиасмой. Все желающие смогли набрать святой воды и окунуться в ледяную иордань. Но надо помнить, что купание в проруби в этот день является лишь данью традиции и не несет собой оставления грехов.

Также праздник называется и Просвещением.

«Просвещением этот праздник называется потому, что Бог – это вечный Свет, просвещающий мир, а также и оттого, что в древности был обычай, накануне Крещения зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии Константинополь в это время казалась объятой пламенем.

Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения вышел с евангельской проповедью, показав Себя миру как Спаситель и Мессия. Кроме того, во время Крещения Святая Троица явила Себя: Отец через голос с неба, а Дух Святой – в виде белоснежного, лучезарного голубя.

Ночью, когда около Иоанна Крестителя оставалось лишь несколько его учеников, Иисус Христос пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Предтече крестить Его. Иоанн крестил людей со словами: «Крещу тебя во имя грядущего Мессии!», но пред ним стоял Сам Мессия, поэтому Креститель не проронил ни слова. Он только лишь коснулся рукой главы Иисуса и, как пишут святые отцы, этим прикосновением сам Иоанн принял крещение от Сына Божия. Затем они вышли на берег. Во время крещения Господь освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения этого Таинства.

Как подземные воды питают корни деревьев и растений, так благодать Духа Святого, которую принимают христиане во время крещения, не оскудевает никогда. Велика благодать крещения, но велика и та ответственность, которую несет христианин за этот великий дар. Во время крещения мы принимаем благодать Духа Святого, которая драгоценнее всех мирских сокровищ, и мы должны хранить ее как зеницу ока.

Когда преподобный Макарий Великий спросил у души умершего, кто находится в глубине ада, то услышал ответ: «Не идолопоклонники, а те христиане, которые, приняв обеты христианства, отверглись от них, попрали их. Они находятся в глубине ада, называемой тартаром».

Господь после крещения удалился в пустыню, где был искушаем диаволом. И наша жизнь является духовной борьбой, невидимой войной с темными силами ада. Трудна эта борьба, жесток и злобен демон – наш непримиримый враг, но Вождем в этой борьбе для нас является Сам Господь, Сам Иисус Христос, Победитель сатаны, смерти и ада.»

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.